Другие
Культурное наследие Тульского края. Сборник рефератов
Список рефератов


Анонимная одновопросная анкета
К кому приходят открытия?
К тому, кто их ищет
К тому, кто к ним готов
К тому, кто слушает шелест утренних звезд


Фридрих Ницше:

Познание - одна из форм аскетизма.



Социология


Выборка из рефератов
...« Список использованной литературы Край наш Тульский. Путеводитель. Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2002.-416 с., илл. История Тульского кр»...
подробнее

Культурное наследие Тульского края. Сборник рефератов.

1.Белёвское кружево

Вступление

Кружевоплетение на Тульской земле — один из очень распространенных в прошлом видов женского рукоделия. Мерное кружево из золотной и серебряной нитей плели на коклюшках монахини Крестовоздвиженского монастыря г.Белева в XVII-XVIII вв. Это кружево применялось исключительно для отделки платья высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей. Во второй половине XVIII века во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и других районах области, возникают различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству обучают крепостных девочек 7— 8 лет специально купленные на торгах искусные мастерицы. В этих мастерских выплеталось тонкое нитяное кружево на французский манер типа «малин», «валансьен», «блонд» и др. Способствует распространению в этих краях кружевного дела в такого рода мастерских не только мода на тонкое дорогое кружево, но и хорошо поставленное дело на мануфактуре помещицы Протасовой в прилегающем к Белеву Мценском уезде Орловской губернии. Постепенно это ремесло распространяется довольно широко. В Ефремовском, Епифанском, Веневском, Богородиц-ком, Плавском уездах кружево плели не только в помещичьих усадьбах, но и женщины из среды мещан.

Во второй половине XIX века центром искусств кружевопле-тения становится г. Белев. Уже в 50-е годы это художественное ремесло принимает здесь форму промысла, т.е. становится основным источником заработка для многих мастериц. В 60-е годы происходит разделение труда появляются скупщицы, которые налаживают сбыт продукции в Москве, Петербурге, в странах Европы и Востока, организуют обучение и поставляют мастерицам сырье, делают заказы на тот или иной ассортимент. В это время из числа мастериц выделяются особо одаренные, которые чаще занимаются созданием рисунков для кружевных изделий, по сколкам другие плетут кружево. Наивысшего расцвета кружевной промысел в г.Белеве достигает в 70 — 90 годы. Этому способствуют социально-экономические процессы эпохи развития капиталистических отношений. Это реформа 1861 г., давшая большой приток в промысел свободных крестьянских рук, соединившая Белев с Москвой и Курском построенная в это время железная дорога, ускорившая сбыт продукции.

Немалую роль в развитии кружевного дела в г. Белеве, как и других центрах России — Вологде, Белозерске, Нижнем Новгороде, сыграла Всемирная промышленная выставка в Веневе в 1873 г. и после нее мода в Европе на русские «валансьены». Становление художественно-стилистических особенностей Белевского центра происходит в период перехода домашнего ремесла в промысел. Истоки местного кружева следует искать в золотном монастырском кружеве и в западно-европейском типа «блонд».

От «блонд» в белевском кружеве закрепились сырье — черный и золотисто-желтый шелк и изначальный ассортимент — косынки, наколки, отделки для платья. В последствии здесь выплетались большие шали, детали или целые платья и легкие пальто-накидки, пелерины. Мерное кружево здесь выплеталось в небольшом объеме.

В фактуре и орнаментальных мотивах кружева г.Белева произошли значительные изменения, но, как и в «блондах», сетка фона играла здесь незначительную роль в организации композиции рисунка изделия. Мягкий, плавный рисунок белевского кружева выплетается тесьмой-полотнянской.

Вьющийся узор, как маленькая речушка между косогорами, заполняет собой всю площадь изделия, не оставляя почти места для сетки фона. В сложной композиции этого кружева нет строгого, четкого ритма, раппортности, что характеризует кружево других центров.

После революции в Белеве мастерицы были объединены в артель «Красный производственник», которая просуществовала до 50-х годов. Дешевый ассортимент из хлопчатобумажных нитей не только не имел успеха на внешнем рынке, но не пользовался спросом и в нашей стране.


Часто открывают:


Отношение пользователей
не понимаю, как порошковую металлургию можно присо...
Автор: ватруха
про вятичей, соглашусь, материал интересный... еще...
Автор: спиногрыз
Про развитие металлургии, не соглашусь, материал о...
Автор: Пётр
интересный и очень хороший подбор рефератов! для м...
Уважаемый Майкл, про полезное и лишнее - сугубо ли...
Автор: Валерий П.


Поиски на сайте



Наука России - Наше будущее!