Другие
Культурное наследие Тульского края. Сборник рефератов
Список рефератов


Анонимная одновопросная анкета
К кому приходят открытия?
К тому, кто их ищет
К тому, кто к ним готов
К тому, кто слушает шелест утренних звезд


Фридрих Ницше:

Познание - одна из форм аскетизма.



Социология


Выборка из рефератов
...« Список использованной литературы Край наш Тульский. Путеводитель. Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2002.-416 с., илл. История Тульского кр»...
подробнее

Я хочу рассказать об истории храмов Чулковской слободы, их нравственно-просветительской роли, потому что это мой район, где я живу.

Была когда-то в славном городе Туле Чулковская слобода. Жили в той слободе чудо-мастера оружейных, самоварных, гармонных дел. Изделия этих мастеров славились не только в России, но и далеко за ее пределами. В слободе находились самоварные, гармонные фабрики известных фамилий: братьев Воронцовых, Копырзина, Козлова.[1] Ружья, самовары, гармони чулковцев отличались высокими техническими качествами, художественной отделкой, в которую они вкладывали свое представление и понимание прекрасного, свою добросовестность и талант мастера.

Не случайно в Чулкове проживал легендарный Левша, тот самый, кто «аглицкую блоху подковал». Только в жизни он звался Алексеем Михайловичем Сурниным, и был он «оружейных дел мастером». Он и похоронен на чулковском кладбище возле Дмитровской церкви.[2]

Какую же роль играла церковь в жизни людей, населявших Пулковскую слободу. Изучая архивные документы (клировые ведомости), «Тульские епархиальные ведомости», труды тульских священников по истории Чулковских храмов, в беседах со священниками действующих церквей, я понял, что храм для простых людей - это не только архитектурное сооружение, храм - обитель «Духа святого», там человек приобщается к святому и вечному. Церковь несла в мир дух братского общения и человеческой теплоты, которыми отличались христиане.

Само здание храма является выражение определенных идей и стремлений общества в ту или иную историческую эпоху. В Чулковской слободе было пять церквей. Каждая из них имеет свою биографию, отразившую определенный этап в жизни нашего города, в том числе и Чулкова.

Свой рассказ я начну с храма, воздвигнутого в честь Иисуса Христа. Христорождественская церковь - самая древняя, ее история уходит в глубь веков и связана с возникновением самой Чулковской слободы. В Писцовых книгах Тульского уезда за 1627, 1628, 1629 гг, на которые ссылается в своем исследовании Н.И. Троицкий «Святые храмы города Тулы, значится село Рождественское, Чулково тоже, где находился храм во имя Рождества Христова[3]. Каким он был: деревянным или каменным - неизвестно, источники об этом умалчивают. Прихожанами его были крепостные крестьяне помещиков Чулковых.

Новая страница в истории Христорождественской церкви начинается со строительства нового здания в 1732 году. Об этом сообщают клировые ведомости, уже упомянутые мною исследования Н.И. Троицкого, а также работа А.А. Любомудрова «Древняя Тула». К 1732 году прихожанами церкви являются работные люди, прежде всего завода Демидовых. Храм и строился «тщанием прихожан». Свою лепту вносили и заводчики Демидовы, «так как по близости места жительства иногда ходили в Христорождественскую церковь и, обязанные клиру за исправление нередких треб на своем заводе, в благодарность церкви и служителям ее жертвовали вещи и деньги, отчего и названы в актах вкладчиками.»[4]

По версии А.А. Любомудрова, в деревянной церкви была похоронена жена сына Никиты Демидова Акинфия - Авдотья Тарасовна. И каменная церковь была построена над прахом его жены.[5]

Церковь неоднократно расширялась и перестраивалась в последующие годы. Так в 1769 году был построен придел во имя Св. Димитрия Ростовского, в 1816 году пристраивается еще один придел во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Более поздние перестройки осуществлялись в 1821 и 1824 годах, в связи с увеличением численности населения слободы, а следовательно, и прихода.

Активное участие во многочисленных перестройках церкви принимала еще одна династия прихожан - Зайковы. Дед Ермила Зайков принимал участие в пристройке 1764 года как строитель. Сведения о нем я нашел в «Тульском биографический словаре»: «Зайков Ермил (2-ая пол. XVIII в) - оружейник, мастер резной работы по дереву и металлу».[6] Внук Иван Зайков принимал участие в перестройке придела Св.Димитрия Ростовского в 1864 году. Об этом сообщается в работе Троицкого «Святые храмы города Тулы».[7]


Часто открывают:


Отношение пользователей
ПОЧИТАЛ ПРО ВЯТИЧЕЙ. УВЛЕКАТЕЛЬНО! Я КСТАТИ СОБИРА...
Автор: АНТОН У.
Наконец-то узнала, кто такой Сергей Иванович Мосин...
Автор: Катерина
Уважаемый Майкл, про полезное и лишнее - сугубо ли...
Автор: Валерий П.
Про развитие металлургии, не соглашусь, материал о...
Автор: Пётр
не понимаю, как порошковую металлургию можно присо...
Автор: ватруха


Поиски на сайте



Наука России - Наше будущее!
ООО «Верна-СК» - изделия из металла окраска металла. Читать подробнее